АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

 

Особенности адаптации учащихся 5 класса

Что же такое  адаптация?

Адаптация  —  приспособление к новым условиям обучения, которые требуют от ребенка больших психо-физиологических ресурсов.

Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой.

 Что такое адаптация к новым условиям образования?
Пятый класс – это новая ступенька в привычном уже для детей и родителей понятии «обучение». Это новые требования, новые условия, новые учителя, новый график учебы и главное новая нагрузка. Как помочь ребенку справиться с этой новизной, научиться учиться по-новому и принять новые правила?

Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.

Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
  • изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

  • повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
  • повышение уровня тревожности самого ребенка;
  • зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

Степень адаптации ребенка зависит от:

  • его внутреннего состояния;
  • его характера;
  • его успеваемости в начальной школе;
  • его физического здоровья;
  • от психологического климата в классном коллективе;
  • а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

  • первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
  • со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
  • обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;
  • недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);
  • исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).
  • необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);
  • обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
  • моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;
  • развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости главного личностного новообразования младшего подростка. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.

Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; несамостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста.

Но, все-таки основные трудности у детей в этот период — в сфере общения с одноклассниками, в умении «занять определенную ступеньку», завоевать статус в группе. Это более важно для ребенка, чем учебные проблемы. Поэтому, задача родителей — выстроить доверительные отношения со своим чадом, чтобы прийти ему на помощь, в случае необходимости.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Мероприятия по обеспечению адаптации ребенка

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения, необходимо:

— учитывать психологические особенности 10—11 -летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

— анализировать причины неуспешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации школьника.

Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в течение первой учебной недели.

Полезные советы и рекомендации классному руководителю 5 класса

Проблема взаимоотношений семьи и школы в наши дни продолжает оставаться актуальной. Пока педагоги ищут наиболее эффективные и интересные варианты построения сотрудничества с родителями, наиболее распространенной и достаточно эффективной формой взаимодействия школы и семьи остаются родительские собрания. Согласно данным исследований ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе. 94 % родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т. д.

5 класс — ответственный и важный период в жизни самого ученика и в жизни его родителей. От того, как педагог построит взаимоотношения с родительским коллективом, во многом зависит успешность дальнейшего процесса обучения и воспитания.

❀ Особенности работы классного руководителя в 5 классе

  • Перед классным руководителем 5 класса стоит трудная, но очень интересная задача. К нему пришли дети, которые уже очень много знают о труде ученика, у которых к концу 4 класса наблюдалось даже некоторое снижение интереса к школе, но сейчас они ждут перемен. Важно, чтобы родители не растерялись перед неожиданными трудностями, поверили в то, что их дети не останутся потерянными и незамеченными в большой и шумной основной школе. Поиск путей решения этих проблем становится целью деятельности классного руководителя.
  • Справедливости ради нужно отметить, что большая часть современных родителей занимает достаточно пассивную роль в системе отношений «школа-семья». Хроническая нехватка времени, патологическая загруженность на работе и ряд других причин объясняют такое положение, но не облегчают задачу учителя. Педагогу нужно создать атмосферу для разговора, в которой зазвучит голос родителя, подобрать такие вопросы для обсуждения, которые никого не оставят равнодушными-
  • Использование разнообразных форм собрания поможет активизировать родителей.

Рекомендации учителям-предметникам

  1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
  5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
    6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  6. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  7. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  8. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  9. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
  10. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
  11. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  12. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  13. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
  14. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
  15. Не допускайте педагогического манипулирования.
  16. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
  17. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  18. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
  19. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.