Условия подготовки к олимпиадам:
- Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету. Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор необходимо осуществлять в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий. Желательно подобрать группу, команду ребят, готовящихся к олимпиаде. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. (Ресурсные центры)
- Подготовка к олимпиаде должна вестись систематически через организацию индивидуальной работы на уроке и через внеурочные занятия. Использование индивидуальных, творческих и нестандартных творческих заданий повышенного уровня на уроках как правило дают видимый результат. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение её удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, факультативы, посещение библиотек.
- Работа по подготовке к олимпиаде будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
Принципы при подготовке к олимпиаде:
- Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
- Активность знаний: Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учётом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
- Принцип опережающего уровня сложности: Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
- Анализ результатов прошедших олимпиад: При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5.Индивидуальный подход: Должна разрабатываться индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения. Очень значимым в подготовке одаренный детей к предметным олимпиадам является соблюдение психологических принципов.
В классе, на уроке высокомотивированые учащиеся требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации и современные технологии обучения, что поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
— повышение учебной мотивации одаренных детей;
— развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
— овладение навыками самоконтроля, самооценки;
— развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности.
Можно порекомендовать следующие приемы работы с высокомотивированными учащимися на уроке:
1.Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока: На уроке всегда можно найти место задачам, заданиям, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме. Можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах в предыдущие годы.
- Разнообразные виды самостоятельных работ: тренировочные, закрепляющие самостоятельные работы, самостоятельные работы творческого, развивающего характера.
- После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, рефераты, презентации для выступления на уроке, или внеклассных мероприятиях. Темы выбираются заранее.
- Работа с тестами. Это вид деятельности помогает ученику продуктивнее заниматься на уроке. Такой вид работы очень удобен. У учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. Можно легко увидеть какова подготовленность учащихся, как усвоена тема, на чём стоит заострить внимание.
- Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке. Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера. 6. Творческие и олимпиадные домашние задания: Один из путей подготовки к олимпиадам — задания на дом типа: составь задачу, аналогичную составленной в классе, придумайте ребусы по теме, составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.), придумайте задачу-сказку по теме и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно). Решению задач по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроке способствует применение педагогами следующих методов: частично-поисковый: привлечение к поисковой деятельности, исследовательский метод, проблемный, метод проектов. А также проведение уроков в нетрадиционной форме: урок-КВН, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-диспут, урок конференция, урок-деловая игра.
Все педагоги знают, что основная работа при подготовке учащихся к олимпиадам ведется во внеурочное время в процессе индивидуальной работы с учеником. При этом учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Рассмотрим на каких принципах строится данная стратегия:
- Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.
- Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета.
- Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.
- Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
Учителю следует разработать программу подготовки учащихся к олимпиадам, которая должна удовлетворять следующим требованиям:
1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем; 2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний; 3) формировать умения к проведению исследовательской работы;
4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся;
7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;
8) обучать учащихся оценивать результаты своей работы, формировать у них навыки рефлексии;
9) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.