МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации для воспитателей дошкольного образования по формированию культуры речевого общения (образовательные области «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»; «Развитие речи и культура речевого общения»)

  1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей дошкольного возраста.
  2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

-регламентированной;

-совместной педагога с детьми;

-самостоятельной деятельности детей.

  1. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

-в регламентированной деятельности – беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

-в совместной деятельности педагога с детьми – собственному примеру для подражания, решению  проблемных ситуаций, сочинению сказок- перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;

-в самостоятельной деятельности детей – играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.

  1. Помните, что работа, проводимая в УО по формированию культуры речевого общения дошкольников с окружающими результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

-индивидуальные беседы;

-консультации;

-круглый стол;

-родительские собрания;

-анкетирование;

-приглашение в группу на День открытых дверей.

  1. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.
  2. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

-обращайтесь по имени;

-занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

-используйте тактильное прикосновение.

  1. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.
  2. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение  вашей личности.

-Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.

-Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную  целесообразность речи педагога.

-Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых  этикетных формул и стереотипов.

-Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные  интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

-Постарайтесь избавиться от слов – «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.)

-Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

  1. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения, Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как  «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.
  2. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.
  3. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.
  4. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример  для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
  5. Умейте анализировать процесс общения.
  6. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.