Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня
Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самостоятельной работы. Перед самоподготовкой воспитатель ставит ряд конкретных задач:
— расширение границ учебной работы;
— углубление содержания учебных предметов;
— получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;
— закрепление и повторение изученного на уроках материала;
— упражнение в применении ЗУН для их прочного усвоения;
— развитие интереса к учению;
— приобретение учениками навыков самостоятельной работы;
— формирование исполнительских навыков.
Самоподготовка – это не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в школьных. Она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспитательных функций.
Требования, предъявляемые учащимся воспитателем, должны быть едины с требованиями учителя на уроке. Чтобы в них не было расхождения, воспитателю необходимо посещать уроки учителей, а учителю – занятия по самоподготовке. Воспитатели, посещая уроки, наблюдают за работой учеников в условиях классных занятий, знакомятся с системой работы учителя. Учителя знакомятся с режимом школьника во внеурочное время, с организацией работы по выполнению домашних заданий. Это позволит им проверить на практике правильность дозировки домашних заданий, доступность их для учащихся, трудности, с которыми школьники встречаются при самостоятельной работе.
Самоподготовка начинается в спокойной, рабочей обстановке. Выполнение домашних заданий начинается с предметов, на которых возникли определённые проблемы при изучении темы на уроке, усвоении нового материала. Необходимо соблюдать чередование письменных предметов с устными.
Учащиеся, требующие помощи воспитателя, работают под его контролем. Хорошо успевающие ученики могут работать самостоятельно, притом не принципиально, с какого предмета они начнут готовить домашние задания. Важно предоставить таким детям возможность самостоятельного творчества.
Основные действия воспитателя на самоподготовке:
- помощь ученикам при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;
- выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;
- систематизация материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять;
- готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается;
- корректное исправление ошибок, если школьники чего-то не поняли, стремление не допускать непонимания и неточностей.
Структура самоподготовки – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.
- Организационный момент (подготовка детьми рабочего места к занятию: размещение необходимых книг, тетрадей, письменных принадлежностей и т.д.)
По времени занимает не более 5-7 минут.
Главные условия приучения детей к порядку:
— систематичность;
— добровольность;
— самостоятельность.
2. Постановка цели и мотивация деятельности детей (воспитатель знакомит с содержанием задания, объясняет рациональную последовательность его выполнения).
3. Отработка последовательности внутренних теоретических действий (использование системы алгоритмов познавательной деятельности).
Эффективная организация умственной деятельности предполагает: постановку цели, активизацию мотивов, учебные действия, точное выполнение мыслительных операций, сопоставление цели работы и её результатов, осмысление итогов.
4. Самостоятельная работа младших школьников (основной структурный элемент самоподготовки).
Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.
Учащимся 2 классов рекомендуется выполнять домашние задания, начиная с литературного чтения. После этого они лучше осмыслят задания по письменным предметам (языкам, математике).
При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.
В 3-4 классах можно начинать самоподготовку с математики или русского (белорусского) языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:
- Вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
- Найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.
Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.
Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся 2 класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.
В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.
Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.
Но определённый порядок, соблюдение общепринятых правил работы во время самоподготовки крайне необходим. Нельзя отвлекать внимание учащихся, громко читать и разговаривать. Если ученику нужно подойти к карте или ближе рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у воспитателя. Если же нужно что-то узнать, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а воспитатель подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает в выполнении задания. При сформированных учебных навыках, предусмотренных программой, учащимся предоставляется больше самостоятельности.
- Организация самопроверки, взаимопроверки, взаимопомощи.
Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.
При индивидуальном контроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно.
Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального контроля формируется на протяжении всего обучении при помощи фронтальных проверок и других способов контроля. При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.
Большое влияние на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки учащимися работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Организуется взаимопроверка, в ходе которой вырабатываются умения оценивать работу товарища.
Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и умения по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля. В результате обучения самоконтролю у школьников формируются умения управлять своей учебной и трудовой деятельностью, контролировать процесс её выполнения.
Заключительный педагогический контроль.
Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.
7. Общий вывод о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач.
При проведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывает весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он предъявляет единые требования к устной и письменной речи детей.